Тематические встречи

Жизнь, отданная МиГу: 115 лет легендарному авиаконструктору А.Микояну

Compressed file

5 августа 1905 года родился авиаконструктор Артем Микоян. Машины, созданные под его руководством, вошли в историю не только отечественного, но и мирового авиастроения. В Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялась онлайн-конференция, посвящённая выдающемуся советскому авиаконструктору, академику АН СССР (1968 г.), дважды Герою Социалистического Труда, генерал-полковнику инженерно-технической службы, главе конструкторского бюро «МиГ», одному из родоначальников реактивной авиации в СССР Артёму Ивановичу Микояну.

В мероприятии приняли участие и.о. руководителя представительства Россотрудничества в Узбекистане Андрей Красильников, военный лётчик 1-го класса, мастер спорта, инструктор парашютно-десантной подготовки Рустем Рустемов, полковник Олег Овчинников, член-корреспондент Российской Академии педагогических и социальных наук Давлятбек Сагдуллаев, заместитель председателя Армянского культурного центра, редактор журнала «Армяне Узбекистана» Георгий Сааков, руководитель Исторического клуба при Российском центре науки и культуры в Ташкенте, и. о. председателя КСОРС в Узбекистане Василий Костецкий, преподаватели истории учебных заведений Ташкента, активисты культурных центров Узбекистана.

И.о. председателя КСОРС в Узбекистане Василий Костецкий отметил, что в 1941–1945 годах под руководством Артёма Микояна и Михаила Гуревича была разработана новая серия самолётов — МиГов. Самым массовым истребителем, с которым ВВС Красной Армии вступили в войну с фашистской Германией, был самолет МиГ-3, который не имел себе равных по скорости и высоте полёта и мог эффективно решать задачи противовоздушной обороны. Особенно большую роль МиГ-3 сыграл во время битвы под Москвой в 1941 году.

Рустем Рустемов в своём выступлении подчеркнул, что машины, созданные под руководством А.И. Микояна, вошли в историю не только отечественного, но и мирового авиастроения. На знаменитых МиГах установлено свыше 110 мировых рекордов, а имя конструкторского тандема Микояна и Гуревича стало самой известной российской авиамаркой в мире.

Олег Овчинников, в свою очередь, остановился на особенностях истребителя МиГ-15, разработка которого принесла КБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надёжности в эксплуатации, а также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам, он приобрёл славу «самолёта-солдата». По многим показателям МиГ-15 и МиГ-15бис превосходили лучшие истребители своего времени. На этих самолётах было установлено 55 мировых рекордов.

Об уникальном самолёте МиГ-25 рассказал Давлятбек Сагдуллаев, подчеркнув, что этот самолет способен летать на скоростях, трёхкратно превышающих скорость звука. МиГ-25 превзошёл все истребители мира по максимальной скорости и высоте полёта, что подтверждено целым рядом установленных мировых рекордов. Так, благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам, на опытных самолетах МиГ-25 в период с 1965 г. по 1978 г. были установлены 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных.

— Когда мне приходится бывать в Москве, сказал Георгий Сааков, — я со своими родными навещаю скромную могилу А.И. Микояна в семейном некрополе на Новодевичьем кладбище. Артём Иванович относился с глубоким уважением и вниманием к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его как обаятельного и умного собеседника, справедливого, блестящего, неординарного учёного, человека с тонким чувством юмора и неизменным оптимизмом. Он был очень скромен, от души радовался достижениям всего коллектива.

Продолжая рассказ о деятельности авиаконструктора, Равшан Назаров подчеркнул, что конструкторское бюро, созданное А.И. Микояном, и сегодня продолжает творить и удивлять мир всё более совершенными самолётами. МиГ-29, 31, 35 — в эти машины заложен огромный потенциал, который ещё долгие годы не будет исчерпан. За свою историю в КБ Микояна разработали более 400 типов и модификаций самолётов и летательных аппаратов. Заложенные Артёмом Ивановичем традиции и методы работы находят отражение в создании отечественных самолётов нового поколения.

Compressed file
Compressed file
Compressed file