В городах Казахстана прошла всемирная акция «Открытая лабораторная»

8 февраля в городах Казахстана - Павлодаре, Степногорске, Усть-Каменогорске и Шымкенте - прошла глобальная научно-познавательная и развлекательная викторина по проверке научной грамотности – «Открытая лабораторная».

В Усть-Каменогорске мультитематическая «Лабораторная», или как её ещё называют ЛАБА-2020, была приурочена к 1150-летию ученого-энциклопедиста Аль-Фараби и охватила широкий спектр естественных наук: химия, физика, биология, медицина…

История проекта началась в 2017 году. Основатель Акции, учредитель автономной некоммерческой организации «Лаборатория просветительских проектов» - Роман Авдеев, российский меценат и бизнесмен. Первую «ЛАБУ» провели в 37 городах России и 3 странах. В 2019 году география «ЛАБЫ» расширилась до 40 стран, включая Казахстан, а число участников достигло планки в миллион человек.

В субботу в Центре знаний, на увлекательную проверку своей картины мира, собрались школьники, студенческая молодежь и просто заинтересованные любознательные люди. Своим вниманием «ЛАБУ-2020» почтил вице-консул Генерального консульства России в Усть-Каменогорске, заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане Н.М.Тищенко,  директор Усть-Каменогорского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова А.К.Алипова, профессор химии факультета естественных наук и технологий ВКГУ им. Аманжолова  Р.А.Аубакирова.

Николай Тищенко тепло поприветствовал участников «Лабораторной», поздравил всех с Днем российской науки (который ежегодно отметается  8 февраля) и пожелал всем «лаборантам» удачи и хороших результатов.

Традиционно вопросы для «Лабораторной» составляются при участии ведущих российских ученых. В комплект для 2020 года вошли именные вопросы от биолога Марии Кондратовой, геофизика Александра Костинского, астрофизика Сергея Попова, биоинформатика, Михаила Гельфанда и многих других. «Лаборанты» отвечали на интереснейшие задания в диапазоне от генетического детектива до «эльфов» и «фей» (это геофизика, а не фэнтези), от квазаров и радиоинтерферометров до зарождения жизни.

Викторина проводилась в двух версиях: для взрослых и детей. После разбора вопросов и оглашения правильных результатов, победителям, набравшим наибольшее количество баллов, вручили дипломы «звёздных лаборантов», полезные книжные призы и сертификаты. По окончании Акции всех участников пригласили на увлекательную дополнительную программу - химические опыты, физические эксперименты и демонстрации.

Еркежан Баймуратовна Мубарак, «завлаб»:

- Проведение научно-познавательных викторин, подобных «ЛАБЕ-2020», не только поддерживает интерес детей, подростков и взрослых к получению новых знаний, но и показывает передовой край науки через вопросы и задания, которые специально для акции придумывают именитые ученые.

Сэмидова Джейран, «звездный лаборант», школа № 9, 11 «А» класс:

- А вы знали, что полярные сияния бывают и на других планетах Солнечной системы? Знали, что науке известны случаи, когда разные ткани одного человека имели разные ДНК? Знали, что гномы, эльфы и феи (спрайты) - это названия разных типов разрядов атмосферного электричества? Приходите на следующую «Открытую лабораторную» - еще и не такое узнаете!

Элина Бясова, «звездный лаборант», гимназия № 38, 11 класс:

- Весьма познавательное мероприятие. Мне понравился раздел заданий «Наука как метафора», где по метафоре нужно было догадаться о каком фундаментальном понятии или теории идет речь. Например: геном человека - поваренная книга, 23 главы - хромосомы, гены - рецепты, а буквы - это нуклеотиды.

По словам координатора, учителя биологии степногорской школы-гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева Александра Кинцеля, «этот проект не только проверяет знания участников, но и рассказывает о новейших достижениях науки: химии и физики, биологии и нейробиологии, информатики и астрономии. Вопросы были очень разными: и сравнительно простыми, и очень сложными, и даже такими, по которым не всегда есть полное согласие среди ученых. В этом году в нашей школе в проекте приняли участие более 300 человек!»

Николай Тищенко